parashutov (parashutov) wrote,
parashutov
parashutov

Categories:

ЖЗЛ (ИВАН ИЖАКЕВИЧ. СУДЬБА ДЛИНОЮ В ВЕК.)

Поводом рассказать вам еще об одном интересном украинском художнике стали найденные мною в интернете его автопортреты. К тому же, как я выяснил, разыскивая материалы биографии, 18 января в Украине отмечалось 140-летие со дня рождения живописца, поэтому к этой дате украинские СМИ напечатали немало материалов об Ижакевиче. Художник отмечен всеми искусствоведами, как носитель высоких традиций национального искусства, оставивший значительный след в украинской живописи. Стоит отметить, что художник прожил почти сто лет, более 80 из которых посвятил любимой профессии. Прочитав немало статей и биографических справок, мне осталось только вычленить самые интересные факты и события биографии художника, чтобы вместе с понравившимися картинами представить вам его жизнеописание. Итак!

Иван Сидорович (Исидорович) Ижакевич

18 января 1864 – 19 января 1962



Иван Сидорович Ижакевич Автопортрет.

Украинский живописец, писатель, график, иконописец, народный художник Украины (1951), работал в области станковой и монументальной живописи, книжной иллюстрации.




Детство

Родился Иван в бедной крестьянской семье в селе Вышнополь на Черкасщине недалеко от Умани (теперь это Тальновский район Черкасской области). Отец мальчика – Исидор Илларионович, был родом из казацких чумаков. Общеизвестно, что чумаки — это торговцы или возчики, которые с XVI века и вплоть до XIX веках отправлялись на волах к Чёрному и Азовскому морям за солью и рыбой, развозили их по ярмаркам, а также занимались доставкой других товаров. В 1863 году Исидор познакомился со священником села Долгое Оксентием Мараховским и сосватал у него дочь Марию. В конце 1864 года Мария родила первенца Ивана, а затем – Филиппа, Анисью, Агафью, Мотрону, Ефросинью, Дмитрия, Елену, Гаврила, Неонилу и Прокофия. Из генеалогической справки известно о братьях и сестрах художника следующее: 7-й ребенок Дмитрий умер рано, Филипп стал коммерсантом, а самый младший – Прокоп (Прокофий) работал землемером и умер от инсульта. Сестра Ивана – Елена была монахиней, а вот Мотрона и Неонила удачно вышли замуж и по примеру родителей родили 8 (у Мотроны) и 6 (у Неонилы) детей. О других братьях и сестрах ничего неизвестно. Сын Мотроны - Никонор Кочережко написал о дяде-художнике большую статью, цитаты из которой использованы в этом материале. Так что, семья Ижакевичей была многодетной, и понятно, что прокормить столько ртов было непросто.



Иван Сидорович Ижакевич Мама идет!
Иван Сидорович Ижакевич Мама идет! (второй вариант)

Кроме того, родители не могли своим детям дать достойное образование, но маленький Иван самостоятельно научился читать и писать. С раннего детства он также увлекся рисованием и мечтал, во что бы то ни стало, покинуть родное село, добраться до Киева и «выучиться там на художника». Начальную школу при церкви Иван закончил в 12 лет, и в том же году родители отправили сына в Киев, где его дядя-псаломщик, служивший в двух киевских монастырях, а кроме того, писал иконы, устроил Ивана служить посохоносцем к архиерею в Братском монастыре. Так что первым учителем будущего художника был тот самый дядька, имя которого история не сохранила. Служа при архиерее, Иван имел доступ к сокровищницам церквей, где хранились древние рукописи с уникальными гравюрами, древние иконы, ежедневно он мог рассматривать фрески и мозаики в самих храмах. Архиерей, заметив способности юноши к рисованию, определил Ижакевича в иконописную мастерскую Киево-Печерской лавры, где Иван, выдержав конкурс, проучился с 1876 по 1882 год. В мастерской Иван старательно выполнял все задания, не отказывался ни от одной работы, с увлечением писал с натуры все, что попадало ему на глаза. Как вспоминал сам художник: «Два года я потратил на умение рисовать руки, а еще год – на ступни ног».

Школа Мурашко

Историки рассказывают, что однажды юноша, написав перед зеркалом автопортрет, решил отправиться в известную в Киеве рисовальную школу, чтобы показать портрет вместе с другими рисунками руководителю школы, известному художнику и педагогу Николаю Ивановичу Мурашко (20 мая 1844 - 22 сентября 1909).



Илья Ефимович Репин (1844–1930) Портрет Николая Мурашко. 1877 г.

Мурашко понравились работы 18-летнего юноши, но узнав о его бедности, педагог поинтересовался, кто сможет оплатить его обучение в школе. Увы, Ивану ответить было нечего. В этот момент Николая Ивановича вызвали из кабинета по делу. В ожидании «приговора» Ижакевич стал рисовать голову девочки с портрета, который висел на стене. Вернувшись, Мурашко был поражен точности копии, скоростью работы и мастерством юного посетителя. Он тут же предложил Ижакевичу работать у него помощником в должности репетитора учеников младших классов, а параллельно бесплатно осваивать академический курс Рисовальной школы. Поселившись на квартире на улице Фундуклевской (на деньги, полученные от репетиторства) недалеко от школы, Иван все свое свободное от учебы и работы время посвящает живописи. В школе он быстро обратил на себя внимание и вскоре стал одним из лучших учеников Мурашко. В Рисовальной школе Ижакевич учился с 1882 по 1884 год.
В 1883 году воспитанников школы Мурашко привлекли к реставрации древних росписей Кирилловской церкви. Руководителями реставрации были художник Михаил Александрович Врубель (5 (17) марта 1856 - 1 (14) апреля 1910) и профессор, историк искусства и археолог Адриан Викторович Прахов (4 (16) марта 1846 - 1 (14) мая 1916).



Александр Александрович Мурашко (1875-1919) Портрет Адриана Прахова. 1904 г.

Они, отметив талант Ижакевича и его учебу в мастерской Киево-Печерской лавры, предложили Ивану и нескольким одаренным ученикам Мурашко, среди которых был и такой же, как Ижакевич, ученик-репетитор Николай Пимоненко, не оставляя учебы, принять участие в восстановлении фресок XII века. Это стало для молодого художника первым серьезным знакомством со спецификой церковных росписей.
Ижакевич вспоминал об этом событии своей биографии так: «Николай Мурашко получил письмо от профессора Прахова и сказал нам, ученикам, что через несколько дней объявят начало реставрации фресок в Кирилловской церкви на Куреневке. Выполнив первую работу, я получил похвалу от Прахова и Врубеля. А вот следующую мою работу Врубель поругал, упрекнул меня, когда я начал ему доказывать свою грамотность. Помню, он сказал тогда мне: «Здесь школьная грамотность не подходит. Здесь нужно творчество»».
Врубель с самого начала обратил внимание на талантливого юношу и даже доверил ему на хорах самостоятельно написать Богоматерь.



Иван Сидорович Ижакевич Богородица.

Он же посоветовал Ижакевичу ехать учиться в Петербургскую Академию художеств, «пока там еще преподает Чистяков». Павел Петрович Чистяков (5 июля 1832 - 11 ноября 1919) был талантливым педагогом, мастером исторической, жанровой и портретной живописи, воспитавшим таких великих живописцев, как Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Илья Репин, Валентин Серов, Василий Суриков, Иегуда Пэн, Виктор Борисов-Мусатов, Василий и Елена Поленовы, Андрей Рябушкин и многие другие.

Академия художеств

Окончив школу Мурашко, 20-летний Ижакевич в начале 1884 года отправился в Петербург, чтобы продолжить учебу в Академии. Опоздав на вступительные экзамены на четыре часа, он, естественно, был вычеркнут из списка поступающих. Но домой юноша решил не возвращаться. Два месяца он настойчиво ходатайствовал о разрешении ему дополнительно сдать экзамены. В результате Иван добился своей цели и в конце 1884 года стал посещать классы Академии в качестве вольнослушателя. В Академии Ижакевич учился с 1884 по 1888 год, получив несколько серебряных медалей за успехи в учебе.
Увы, постоянные материальные затруднения и необходимость поиска заработка для существования не позволили талантливому юноше пройти полный курс обучения в Академии. В 1888 году Ижакевич из-за нехватки денег был вынужден бросить учебу, получив звание учителя рисования средней школы.

Иллюстратор

Но художник опять же не спешил покидать столицу, он начинает самостоятельно трудиться и вскоре становится популярным художником-иллюстратором. Отмечу, что лишенный какой-либо материальной поддержки от семьи, Иван с первого курса учебы в Академии стал сотрудничать с петербургскими журналами. Его рисунки, изображающие картины быта украинского народа, его праздничные обряды, страницы славного исторического прошлого – от сцен, иллюстрирующих киевские летописи до образов Запорожской Сечи, стали появляться на страницах таких популярных журналов, как «Нива», «Солнце России», «Северное сияние», «Живописное обозрение» и др.



Иван Сидорович Ижакевич Крестный ход.



Иван Сидорович Ижакевич Крепостных крестьян меняют на собак.

Например, с популярным в Российской империи иллюстрированным журналом «Нива» художник сотрудничал почти 30 лет (1888-1917), создав несколько сотен иллюстраций и удостоившись того, что в журнале напечатали его фотографию и подробную биографию. Кроме того, «Нива» славилась своими литературными приложениями, и Ижакевич решил попробовать себя в книжной графике, с успехом создав иллюстрации к роману «Князь Серебряный» Алексея Толстого и к «Кобзарю» Тараса Шевченко.
Историки уточняют, что рисунки художник выполнял на самшитовых досках, пером или размывкой туши, потом ксилографы гравировали эти работы и готовили к печати. Говорят, что такие авторитетные живописцы того времени, как Васнецов и Нестеров, удивлялись не только мастерству украинского коллеги, но и его чрезвычайному трудолюбию.



Иван Сидорович Ижакевич Возвращение казаков из морского похода. журнал Нива № 41, 1893 г.



Иван Сидорович Ижакевич Горе горькое!

Талантливый «богомаз»

Впрочем, жить в столице Ивану было все же трудно, поэтому к концу XIX века он все же возвратился из Петербурга в Киев. Там Ижакевич принимается за самостоятельное выполнение религиозных композиций. В начале ХХ века художник расписал Храм преподобных Антония и Феодосия Печерских, но самой известной работой явились росписи в интерьере вновь возведенных в Киево-Печерской лавре Трапезной церкви и палаты, которые Ижакевич выполнил совместно с другом-художником Георгием Поповым под руководством архитектора Алексея Щусева.
Насчет Георгия Попова есть у меня сомнение – так ли звали друга-художника Ижакевича? Порыскав по интернету, остановился все же на имени художника Александра Андреевича Попова (1852-1919), который, из всех художников-Поповых, в 1886-1917 годах занимал должность директора Художественного училища Одесского товарищества изящных искусств имени Великого князя Владимира Александровича (то есть жил в Украине) и являлся членом-учредителем «Товарищества южнорусских художников» (ТЮРХ).
Итак, в 1902-1910 голах Ижакевич расписывал Трапезную церковь и палату в Киево-Печерской Лавре, создав там фрески «Рождество», «Сретение», «Крещение», «Воскресение», лики Святых в медальонах и лики Печерских Святых (50 одиночных фигур!).





Росписи И.Ижакевича в Трапезной церкви и палате в Киево-Печерской Лавре

В 1905-1906 годах Ижакевич занимал должность художественного руководителя рисовальной школы в Лавре, в которой когда-то учился сам. Сохранилось заявление художника наместнику Лавры от 12 июля 1905 года: «В ответ на устный запрос Отца Наместника Лавры, на каких условиях я соглашаюсь преподавать рисование в Лаврской рисовальной школе, имею честь заявить... Ввиду того, что я как бывший воспитанник Лаврской рисовальной школы, хочу быть со своей стороны теперь полезным Лавре в ответ на ее предыдущую заботу обо мне, я соглашаюсь преподавать в течение того времени, пока будет продолжаться моя работа в Трапезной церкви, — бесплатно, посвящая школе приблизительно два часа в день. По завершении же работ в Трапезной церкви я соглашаюсь преподавать в школе с оплатой 100 рублей в месяц как принято вообще платить преподавателям в рисовальных заведениях»...



Иван Сидорович Ижакевич Лавра.

В должности преподавателя Ижакевичу удалось осуществить интересный замысел: по его эскизам и под его началом ученики школы расписали интерьер церкви Всех Святых над Экономическими воротами Киево-Печерской обители. В церкви помимо религиозных образов была создана целая галерея украинских исторических деятелей, канонизированных церковью: креститель Руси князь Владимир, создатели азбуки Кирилл и Мефодий, Нестор-летописец, Алимпий-иконописец и другие.
В 1906 году начальство Лавры решило изменить статус школы, превратив ее в «мастерскую ремесленников-богомазов» и оставив при ней на полном пансионе всего десять малолетних учеников, после чего Ижакевич покинул школу.
В творческом наследии художника есть немало монументально-декоративных росписей и икон, которые он выполнил для церквей на всей территории Украины. Список самих церквей тоже получается внушительным: кроме уже названных – это Успенский собор, Покровская и Борисоглебская церкви на Подоле в Киеве, Троицкий собор в Екатеринославе (Днепропетровск) и собор в Екатеринодаре (Краснодар), дома митрополита и церковь в Белгороде и др. Доктор искусствоведения П. Билецкий в одной из своих статей назвал Ижакевича «последней значимой фигурой в истории киевской иконописи».



Иван Сидорович Ижакевич Свято-Покровский монастырь в Киеве.



Иван Сидорович Ижакевич Башня Ивана Мазепы (Печерск). 1910 г.

В 1910 году, в рамках благотворительной акции, Ижакевич вместе с художником Фотием Степановичем Красицким (12 августа 1873 - 2 июня 1944) принял участие в выпуске издательством «Время» плаката с портретом и биографией Великого Кобзаря – символа украинской нации Тараса Шевченко. Кстати, Красицкий является внучатым племянником Шевченко.
А в 1911 году Ижакевич отправился в село Пляшевая Ровенской области, где расписал Георгиевскую церковь, построенную на месте Берестецкой битвы 1651 года. Сейчас церковь входит в историко-культурный заповедник – Мемориал «Казацкие могилы». Работы в Пляшевой продолжались до середины 1914 года, но не были закончены – помешала Первая мировая война. Художник вместе со своими учениками успел написать на фасаде композицию «Голгофа», четыре портрета на колоннах, расписать ворота и двери церкви. Во время войны художник проиллюстрировал «Украинский букварь» и даже написал несколько пьес о сельской жизни (Гречаники», «Старая школа»).



Иван Сидорович Ижакевич (Украина, 1864-1962) Церковь Спаса на Берестове. 1913 г.

Народный художник

В 1917 году художник вернулся в Киев, он, как пишут историки, положительно принял Октябрьскую революцию (или, как принято нынче называть, Октябрьский переворот), веря в национальное возрождение своей родины.



Иван Сидорович Ижакевич Киев. Владимирская горка. 1918 г.

В 1919 году Ижакович принимал участие в создании Первого Профессионального Союза художников Киева.
Конечно, после революции об украшении церквей в новом атеистическом государстве пришлось надолго забыть, но (цитирую!) «в советское время для талантливого и плодовитого художника нашлось достаточно дел».



Иван Сидорович Ижакевич Автопортрет 1927 г.

Художник выполнил многочисленные заказы на исторические картины и панно для исторических и краеведческих музеев Киева, Харькова, Чернигова и Днепропетровска. Среди них – роспись первобытного стойбища Кирилловской стоянки, картина народного восстания 1113 года против киевских правителей, «Битва черниговского князя Черного с древлянами», полотна, посвященные битве киевлян с литовским воеводой Гоштовтом в 1471 году и бою в селе Веселом 28 февраля 1861 года. В 1936 году художник создал 15 монументальных панно на тему «История земли» для Геологического (ныне Палеонтологического) музея Академии наук Украины в Киеве.



Иван Сидорович Ижакевич Эскиз к росписи Кирилловской стоянки палеонтологического музея в Киеве



Иван Сидорович Ижакевич Братья Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь.

Кроме монументальной живописи художник вернулся и к станковой – писал жанровые картины, портреты и пейзажи.



Иван Сидорович Ижакевич Автопортрет
Фотография художника.



Иван Сидорович Ижакевич Владимирская горка.

Но больше всего Ижакевич любил работать в стиле книжной графике, завоевав звание одного из самых плодотворных иллюстраторов украинской литературы. Известны его иллюстрации к украинской классике - произведениям Николая Гоголя, Михаила Котляревского, Ивана Франко, Леси Украинки, Григория Квитки-Основьяненко, Михаила Коцюбинского, Василя Стефаника, созданные, начиная с 1930-х годов.



Иван Сидорович Ижакевич В трактире.



Иван Сидорович Ижакевич Привели к пану.

Продолжил художник и «шевченковскую тему». Когда к юбилею поэта в 1939 году было решено выпустить очередную книгу с поэмой «Кобзарь», оформление ее единогласно доверили Ижакевичу (художником было создано более 30 рисунков). Для Дома-музея Шевченко в Киеве Ижакевич написал ряд картин о жизни поэта: «Когда мне тринадцать было», «Встреча Шевченко с сестрой Яриной», «Похороны поэта» и др.



Иван Сидорович Ижакевич Шевченко - пастух (Другое название - Тогда мне тринадцать было). 1935 г. Киевский государственный музей украинского искусства



Иван Сидорович Ижакевич (Украина, 1864-1962) Песня Кобзаря. Перебендя. 1950 г.



Иван Сидорович Ижакевич (Украина, 1864-1962) Песня Кобзаря (Перебендя), фрагмент. 1950 г

Надо отметить, что в конце 1940-х годов художник практически официально вернулся к храмовым росписям. К Ивану Сидоровичу обратились священники нескольких окраинных церквей столицы с просьбами украсить их храмы своими работами. Так появились его фрески и иконы в ныне действующих Покровской церкви на Приорке и Макарьевской церкви на Лукьяновке, хотя часть работ Ижакович выполнял практически «подпольно». При этом, власти не только закрыли на этот факт глаза (мол, что возьмешь с 80-летнего художника?), но и к 85-летнему юбилею наградили Ижакевича орденом Трудового Красного Знамени, а спустя два года присвоили звание народного художника УССР. Кстати, образ священномученика Макария для одноименной церкви художник писал, разменяв девятый десяток лет. Как пишут историки, «Господь дал ему силы, сберег твердость руки и острый художественный взгляд».



Иван Сидорович Ижакевич Автопортрет в польском костюме 1961 г.

Послесловие

Иван Ижакевич был плодотворным художником, искусствоведы насчитали, что за 80 лет творческой работы им создано более двадцати тысяч произведений.



Иван Ижакевич



Иван Сидорович Ижакевич Ночная переправа.



Иван Сидорович Ижакевич Мария Ивановна идет. 1930-е гг.

О семейной жизни художника известно немного. У Ивана Сидоровича было три жены (2я - Маша, 3-я - Донна). Видимо, от первой жены родился сын Михаил (24 января 1909 - 17 мая 1975). В 1929 году он окончил Химическую профшколу и работал химиком-аналитиком, затем в 1935 году окончил Киевскую консерваторию (класс композитора, народного артиста СССР (1944) и академика Льва (Левко) Николаевича Ревуцкого). Ижакевичем – младшим написаны сюиты, сонаты, прелюдии и романсы. Внучка художника – Елена, научный сотрудник астрономической обсерватории, имеет двух дочерей – Алину (род. 1968) и Ольгу (род. 1977).
Последние годы жизни художник жил в собственном доме на Куреневке по улице Николая Садовского. Он продолжал неустанно работать и в свои 98 лет, после смерти художника на мольберте осталась неоконченной его картина «Декабристы в Забайкалье».



И.С.Ижакевич за работой



Иван Сидорович Ижакевич Декабристы в Забайкалье 1962 г.

Умер Иван Сидорович Ижакевич в Киеве 19 января 1962 года, на девяносто девятом году жизни.
Похоронен на Байковом кладбище, где в 1964 году на могиле был установлен бронзовый бюст художника (скульптор И.П.Шаповал). В этом же году, к столетию Ижакевича на стене его дома на Куреневке была установлена мемориальная доска (архитектор Р.Быкова). Позже имя художника было присвоено одной из улиц Киева, также при Киево-Печерской Лавре было создано творческое объединение «Лаврские художественные мастерские», которое тоже носит имя Ижакевича.



Бюст на могиле художника.

Работы художника хранятся в музеях Украины - Киевском музее Тараса Шевченко, Музее современного искусства, Музее одной улицы на Андреевском спуске, а также в музеях Европы и частных собраниях по всему миру.



Иван Сидорович Ижакевич Проводы.

Источники – Википедия, электронные энциклопедии, сайт «Artru.info» (1), сайт Киево-Печерского заповедника (2), статья Н.Кочережко (3), статьи Марии Бойчук (4) и Софии Кущ (5) в киевской газете «День», статья в газете «Комсомольская правда. Украина» (6) и др.

Стиль Арлекино GIF
Tags: ЖЗЛ, Иван Ижакевич, Украина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments