ЖЗЛ (МОЙША РИНЕЦКИЙ. СУДЬБА, ОБОРВАННАЯ МАЙДАНЕКОМ...)

На днях открыл для себя нового художника. Неизвестное до недавних пор имя в польской живописи ХХ века. Судьба, связанная с трагическими страницами Холокоста.
Огромная благодарность правнучке художника Элизабет Ринецкой, которая создала сайт о своем талантливом предке и популяризирует уже на протяжении десяти лет его творчество не только в США, где проживает, но и в Польше, и в других странах мира. Элизабет имеет степень бакалавра в риторике и степень магистра в риторике и речевой коммуникации, ее деятельность сосредоточена на теме детей, переживших Холокост. Вся информация в этом материале взята и переведена мной именно с сайта, посвященного жизни и творчеству Мойши Ринецкого. К тому же сохранившееся творческое наследие этого польского еврея пополнило коллекции моих тем, поэтому с именем Ринецкого вы еще встретитесь в моих тематических подборках. А пока расскажу вам о жизни и творчестве этого художника.

Мойша (Мауриц) Ринецкий
Moshe (Maurycy) Rynecki


1881 – 1943



Moshe Rynecki (Polish, 1881–1943) Self-portrait. 1936 г.

Польский художник еврейского происхождения.
Мойша родился в небольшом городке Мендзыжец-Подляски (Międzyrzec Podlaski) на востоке Польши, в Мазовецком воеводстве, недалеко от города Седльце (Седлец) в семье евреев-хасидов.




Детство

Его отец Авраам Цви Бен (?-1922), сын Шимшона Ринецкого, был талантливым и успешным портным, специализирующимся на пошиве униформы. О матери – Фриде Рахиль, дочери Эзекиля Арии (1842-1924), мало что известно. Сын художника в своих воспоминаниях называет бабушку именем Ципора (Zipora), но так, скорее всего, ее называли домашние и соседи. Поженились они очень рано: Аврааму было четырнадцать лет, а Фриде - всего двенадцать. «Ципора» родила мужу тринадцать детей, но многие из них умерли еще в младенчестве. Выжили только пятеро – Мойша и его братья Ицхак, Яков, Шай (сокращённое от Исайя) и Йоспах (Иосиф).
Авраам Ринецкий принадлежал к цадикам. Напомню, что цадиками (еврейское zaddik, т. е. праведник) называли духовных лидеров хасидской общины и представителей духовенства у евреев-хасидов. В разговорной речи этот термин чаще заменяется словом «ребе» (учитель).
Мойша начал рисовать в раннем возрасте. Согласно семейным легендам, мальчик чаще всего использовал мел и любил рисовать (за неимением бумаги и красок с карандашами) на полу в комнате или на стенах дома и на заборах. Сын Георгий в написанной им биографии отца отмечает: «Не раз он был избит отцом за нарушение библейской заповеди - Ты не должен создавать образы!» Однажды Мойша так объяснил свое стремление к творчеству сыну: «Бог дал мне талант, и я действительно не верю в какие-либо нарушения из-за этого естественного стремления. Я просто должен это делать. Если бы Бог не хотел, чтобы я рисовал, я бы, даже при огромном своем желании, не смог увековечить на бумаге или холсте то, что я вижу. Я ведь как писатель, только вместо слов пишу образы, оставляю свои сообщения в картинках. Я не чувствую, что я совершаю проступок или посягаю на Библию, говорящую об изображениях и образах».
Как пишут наследники художника, конечно же, Мойша мечтал ходить в художественную школу, но сначала он обязан был по воле отца завершить свое еврейское образование в ешиве. Ешива (с иврита буквально «сидение, заседание»)- это название учебного заведения, являющегося высшим религиозным институтом, предназначенным для изучения Талмуда и подготовки студентов к званию раввина.
Послушный сын выполнил пожелание отца, но затем, стремясь все-таки получить художественное образование, пошел учиться в российскую гимназию, чтобы получить традиционное «светское» образование, поскольку только среднее государственное образование было одним из необходимых условий для поступления в Варшавскую академию изящных искусств.

Академия

Отмечу, что история Академии изящных искусств в Варшаве ведет свое летоисчисление от отдела изобразительных искусств, созданного при Варшавском университете в 1816 году. Затем в 1844 году была создана Школа изящных искусств, закрытая в 1864 году после польского восстания 1863 года. С 1865 года в Варшаве начала работать Художественная школа Циприана Лахницкого, которая только в 1904 году получила статус высшего заведения - Варшавской Школы изящных искусств, преобразованной в Академию в 1932 году.
Даты обучения Мойши в Варшавской академии до недавних пор были неизвестны. Согласно информации в книге об истории Варшавской академии, изданной в 1965 году, Мойша Ринецкий учился в Академии всего лишь в течение 1906-1907 учебного года. Но эта дата немного не вяжется с другими биографическими данными художника, ведь ему в этот период времени было уже 25 лет.



Moshe Rynecki (Polish, 1881–1943) Russian Pogrom. Attack of the Cossacks (Русский погром. Нападение казаков).

Об этом периоде учебы и учителях Мойши тоже ничего не было известно вплоть до прошлого года. Но в 2013 году Элизабет Ринецка обнаружила в библиотеке редких книг Университета Томаса Фишера в Торонто письмо своего прадеда. Написано оно некоему Отто Шнейду на идише и датировано 11 декабря 1930 года. В этом письме Мойша называет своих педагогов, правда, при этом называя год своего рождения 1885 (!). Элизабет комментирует это так: «Мой дедушка Георгий (сын художника) всегда говорил, что его отец родился в 1881 году. Эта разница в четыре года вряд ли имеет значение сегодня, я не знаю, либо дед вспомнил дату рождения неправильно, либо изменил ее целенаправленно». Тогда и у меня напрашивается вопрос: «Зачем?»
О своих учителях Мойша пишет: «Моим первым учителем рисования в Седлице был профессор Игнаций Гаевский (Ignacy Gajewski, 1848-1910)». Правда, и здесь правнучке пришлось проводить свое «расследование», поскольку в письме указана фамилия Гиевский (Gievski). О таком художнике не было никакой информации, зато в книге Ежи Малиновского нашлось упоминание о еврейском художнике, творившем в Польше в XIX – начале XX веков, по имени Игнаций Гаевский.
С педагогами в Академии правнучке тоже пришлось разбираться, потому что в письме им посвящена одна строчка: «в Варшаве, в Академии художеств я учился у профессора Стабровского, художника Тшебинского и профессора Херштейна». Оказалось, что речь идет о Казимире Стабровском (Kazimierz Stabrowski, 21 ноября 1869 – 10 июня 1929), который был первым директором Академии, тогда еще Варшавской Школы изящных искусств.
Стабровский, упоминающийся в истории русской живописи, как Казимир Антонович, с 1887 по 1894 год учился в Императорской Петербургской Академии художеств в мастерской жанровой живописи В.Е.Маковского и окончил Академию с Большой золотой медалью. В 1897 году он отправился в Париж, где поступил в Академию Жюльена, с 1903 года обосновался в Варшаве. Стабровский писал картины по мотивам сказок, легенд и исторических событий, в которых соединял символизм и мистические фантазии с декоративностью стиля модерн. Художник много путешествовал, объездил Ближний Восток и Центральную Азию, побывал в Италии, Испании, Швеции и на Канарских островах.
О втором педагоге известно лишь то, что пейзажист Марьян Тшебинский (Marjan Tshebinski) упомянул о Ринецком в своей биографии, а еще в 1910-1920-х годах создал целую серию видов старинного украинского города Каменец-Подольского.
Ну, и, наконец, польский художник и гравер Адольф Эдуард Герстейн (1869-1932), который с 1904 по 1911 год был владельцем частной школы живописи в Варшаве, затем работал и преподавал во Франции и Германии, где был активен в движении Берлинского «Сецессиона». Живопись художника создана в технике импасто и стилистически близка импрессионизму. Напомню, импасто (от итальянского impasto - тесто) – это сочная накладка красок густым слоем для усиления светового эффекта.
Вот такую информацию о преподавателях Мойши Ринецкого удалось «выковырять» из его случайно обнаруженного в Канаде письма.

Семья

Всего лишь один год учебы в Академии обусловлен тем, что отец художника, который с самого начала был против того, чтобы сын занимался живописью, считая, что тот не сможет зарабатывать на жизнь картинами. Авраам, понимая, что Мойша выполнил его «условия» - отучился в ешиве и получил образование в гимназии, в конце концов, согласился отпустить сына учиться в Академию, но тут же начал ломать голову над тем, как воспрепятствовать, чтобы сын не начал художественную карьеру. Вскоре выход был найден – конечно же, женитьба!



Moshe Rynecki (Polish, 1881–1943) The Gift of Bread (Вручение каравая). 1919 г. The Magnes Collection of Jewish Art and Life in Berkeley, California

Здесь отвлекусь на минутку, чтобы обратить ваше внимание на путаницу в датах. Сын художника пишет в биографии отца, что он женился в 17 лет, то есть в 1898 году (даже если год рождения художника – 1885, то свадьба состоялась в 1902-м). Это не вяжется с годами учебы в Академии при том, что в биографии есть упоминание о том, что женившись, Мойша продолжил учебу в Академии. Либо учился художник в Академии раньше, чем в 1906-07 годах, либо женился не в 17 лет. Надеюсь, когда-нибудь правнучка художника упорядочит хронологию жизни прадеда!
Из биографии же художника известно, что женился он в 17 лет. Его невестой стала Перла (или Паула) Миттельсбах (Perla (Paula) Mittelsbach), дочь одного из обеспеченных жителей Варшавы.



Moshe Rynecki (Polish, 1881–1943) Portrait of Perla, artist's Wife (Портрет Перлы, жены художника). 1928 г.

Возможно, в приданое родители Перлы дали небольшой магазинчик, который располагался на улице Круча. Там молодожены открыли художественную лавку, в которой продавались краски, письменные принадлежности и книги для студентов и художников. На втором этаже дома молодая семья и поселилась, поскольку адрес: ул. Круча, дом 24, Варшава, фигурирует и в письме Ринецкого Шнейду в 1930 году.



Moshe Rynecki (Polish, 1881–1943) Untitled.

Опять же, процитирую фразу из биографии Ринецкого, где указано, «в то время, как Перла занималась домашним хозяйством и открытием небольшого семейного магазина, Мойша продолжал рисовать (в другом практически аналогичном тексте - продолжил учебу в Варшавской академии)». Примерно вместе с открытием магазина Перла родила дочь Брониславу, а полтора года спустя – сына Георгия.



Moshe Rynecki (Polish, 1881-1943) Rynecki Children. 1915 г.

О творчестве

Нужно отметить, что супруга художника, судя по информации, поддерживала стремление Мойши заниматься живописью, поэтому, вероятно, и товары в магазине были связаны с занятием мужа.



Moshe Rynecki (Polish, 1881–1943) Mloda kobieta przy pianinie (Молодая женщина за фортепиано). 1926 г.



Moshe Rynecki (Polish, 1881–1943) Curious Children (Любопытные дети). 1928 г.



Moshe Rynecki (Polish, 1881–1943) Street Musicians (Уличные музыканты). 1932 г.

Поэтому с уверенностью можно заявить, что с женой художнику повезло. Пока Перла встречала в магазине покупателей и занималась детьми и домом, Мойша брал этюдник и краски и уходил заниматься творчеством, зарисовывая то, что видел вокруг.



Moshe Rynecki (Polish, 1881–1943) Na wywczasach. National Museum in Warsaw

Сам художник писал: «Моя специальность - живопись народных еврейских сцен». Историки пишут, что живопись Ринецкого представляет собой визуальное повествование и документирование ежедневного ритма знакомой художнику жизни польско-еврейской общины Варшавы. Он писал ремесленников и рабочих, сюжетные сцены их труда и отдыха, а также людей за изучением Торы и интерьеры синагоги. Целая серия картин художника посвящена производству ручных игрушек для детей.



Moshe Rynecki (Polish, 1881–1943) Two Production Workers Painting Toys (Двое работников расписывают игрушки).



Moshe Rynecki (Polish, 1881–1943) Toy Factory (Фабрика игрушек). 1937 г.



Moshe Rynecki (Polish, 1881–1943) Doing Jewish Family Toys (Еврейская семья, делающая игрушки).

В начале 1920-х годов Ринецкий пережил семейную трагедию. Почти вслед друг за другом ушли в мир иной отец и мать художника. Элизабет при содействии Еврейского исторического института в Варшаве удалось найти в библиотеке Университета Торонто черно-белые фотографии с изображением рисунков Мойши, на которых он запечатлел отца на смертном одре и последний портрет матери. Причем, на самих рисунках автор на иврите указал информацию об этих печальных событиях.



Moshe Rynecki (Polish, 1881–1943) Death of Moshe’s Father. 1922 Г.



Moshe Rynecki (Polish, 1881–1943) Death of Mother. 1924 г.

Выставки

Отмечу, что в конце 1920-х и в 1930-е годы Ринецкий часто выставлялся. Возвращаясь к письму самого художника, цитирую его фразу: «В последние несколько лет я принимаю участие в выставках. Польская, а также еврейская пресса написали обо мне уже много, причем все отзывы благоприятны».



Moshe Rynecki (Polish, 1881–1943) Luna Park.



Moshe Rynecki (Polish, 1881–1943) Krasinski Park. 1930 г.



Moshe Rynecki (Polish, 1881–1943) Woman using Washing Machine (Женщина стирает с помощью стиральной машины).

Обнаружен один из таких отзывов по поводу картины «Свадьба» (Ślub): «М.Ринецкий хотя и пишет в манере импрессионистов, все же имеет тенденцию к стилизации и декоративности цвета, которые иногда напоминает искусство Тетмайера».



Moshe Rynecki (Polish, 1881–1943) The Wedding (The First Dance) (Свадьба (Первый танец)). 1919 г.

Для справки: Влодзимеж Тетмайер (Włodzimierz Tetmajer, 31 декабря 1861 - 26 декабря 1923) – польский живописец, бывший учеником Яна Матейко (1889-1895), изучавший живопись в Академиях Кракова, Вены, Мюнхена и Парижа. К основной тематике картин художника относились пейзажи, жанровая живопись, сценки из крестьянской жизни, а также исторические и религиозная живопись. Тетмайер писал как реалистической манере, так и в стиле модерн. Художник занимался также политикой, будучи депутатом австрийского рейхсрата (1914-1918), а с 1918 года - польского сейма.
Среди выставок, в которых Ринецкий принял участие, сам художник называл Еврейскую художественную выставку в Варшаве, которая прошла в галерее на Королевской улице 9, Христианскую выставку и выставку в Обществе поощрения друзей изящных искусств в Варшаве (это общество было создано в 1923 году и просуществовало до 1949 года).



Moshe Rynecki (Polish, 1881-1943) Self-Portrait with Smoker.



Moshe Rynecki (Polish, 1881–1943) In the Park. 1930 г.



Moshe Rynecki (Polish, 1881–1943) The Chess Players (Шахматисты).



Moshe Rynecki (Polish, 1881–1943) The Seamstresses (Швеи). 1931 г.



Moshe Rynecki (Polish, 1881–1943) Sewing (Шитье). 1935 г.

Кроме этих выставок можно назвать также Весенние и Зимние еврейские Салоны, занимающиеся популяризацией творчества художников-евреев (1928, 1929, 1930, 1931), выставку «Еврейская хроника» (Kronika Zydowska, 1930), Ежегодную выставку еврейского Общества распространения изобразительных искусств (1938), выставку «Большой базар искусства» (Wielki Bazar Sztuki, 1938) и, наконец, выставку «Общее собрание еврейских художников Польши» (1939). Известно также, что в 1938 году художника избрали в Комитет по аудиту при Совете директоров Еврейского общества распространения изящных искусств.



Moshe Rynecki (Polish, 1881–1943) In the Pub (В пабе).



Moshe Rynecki (Polish, 1881–1943) Ice Skaters (Катающиеся на коньках).



Moshe Rynecki (Polish, 1881–1943) Pianist.

Впрочем, сын художника в биографии Мойши пишет: «Хотя работы отца были показаны в местных галереях и участвовали в выставках, назвать его преуспевающим художником нельзя, часто он безуспешно пытался продать свои картины».

Война

Наследники художника утверждают, что Мойша Ринецкий был очень плодовитым художником.
За, примерно, тридцать лет творчества он создал около 800 картин и даже несколько скульптур в 1939 году. Поэтому, когда началась Вторая мировая война, и в сентябре 1939 года нацисты вторглись в Польшу, художник решил сохранить «дело всей своей жизни». Картины, рисунки, весь архив он разделил на несколько частей, тщательно упаковал и отдал на хранение верным друзьям, а также спрятал в нескольких тайниках в Варшаве и окрестностях города. Списки с адресами и местонахождением тайников он отдал жене, сыну и дочери, надеясь, что если с ним что-то случится, после войны семья найдет и соберет всю коллекцию, и его работы будут сохранены.



Moshe Rynecki (Polish, 1881–1943) Self-Portrait. 1931 г.

Когда фашисты оккупировали Варшаву и начали «еврейскую чистку», Мойша добровольно отправился в Варшавское гетто, объяснив родным, что «должен быть со своим народом». Чуть позже, во время очередной облавы в гетто попала дочь художника Бронислава. Несмотря на то, что в гетто не было возможности достать краски или карандаши, Мойша продолжал рисовать и там. Сохранились только три картины этого периода его жизни: «В укрытии», «Исправительно-трудовые работы» и «Беженцы».



Moshe Rynecki (Polish, 1881–1943) Refugees (Беженцы). 1939 г.

В начале 1943 года Мойша Ринецкий был депортирован в концлагерь Майданек, где и был убит. Точная дата его смерти неизвестна. Во время войны погибли почти все родственники художника, его дочь была убита в Варшавском гетто.
Но жене художника Перле, его сыну Георгию со своей молодой женой Стеллой и трехлетним сыном Александром все же удалось пережить войну. Они постоянно прятались и переезжали с места на место, чтобы не попасть в гетто, жили в Варшаве с фальшивыми документами, давали взятки, продавали всё, что можно было продать на черном рынке, чтобы выжить. Впрочем, Георгию все же не повезло, весной 1945 года он был арестован и посажен в тюрьму. И, скорей всего, его ждала бы дорога в лагерь смерти, если бы вовремя не подоспели с освобождением американские солдаты. Остались живы и несколько двоюродных братьев Перлы.

Творческое наследие

После окончания войны, не смотря на хаос первых послевоенных месяцев, Перла вернулась с одним из своих двоюродных братьев в превращенную в руины Варшаву, чтобы найти спрятанные работы погибшего мужа. Сын Георгий в воспоминаниях пишет: «Ее муж, ее магазин, весь ее мир, который она знала и любила, были уничтожены, но она надеялась, что сможет, по крайней мере, отыскать творческое наследие Мойши. Она верила, картины смогут рассказать историю жизни их многострадального народа, который жил и процветал в Польше, эти работы были завещанием ее мужа, выражением его любви к искусству, к еврейскому народу и любви к жизни, которая так трагично оборвалась».



Moshe Rynecki (Polish, 1881–1943) Woman selling Flowers (Женщина, продающая цветы).



Moshe Rynecki (Polish, 1881–1943) Gramophone Player.

Перла обошла все указанные мужем адреса и места тайников, но смогла найти лишь один пакет в подвале дома в Пражском районе Варшавы на берегу Вислы. В этом пакете было найдено чуть более 100 работ художника – совсем небольшая часть его творческого наследия. Георгий писал в мемуарах: «Картины отца, казалось, прошли через ту же судьбу, что и весь еврейский народ – были убиты и уничтожены. Известно, что только около 15 процентов евреев пережили Холокост. Так же случилось и с картинами моего отца. Были найдены всего сто двадцать произведений из восьми сотен его работ». Перла вспоминала, что многие из найденных работ остались относительно нетронутыми, некоторые были разорваны и испачканы грязными подошвами обуви.
Вдова всё бережно упаковала вновь и смогла передать сыну Георгию, который в то время жил с семьей в Италии, ожидая разрешения от правительства Америки эмигрировать за океан, чтобы начать там жизнь заново. Таким образом, и сын Георгия – Александр, которому в конце войны было всего восемь лет, и его дочь Элизабет, стали уже американцами.

Послесловие

В течение многих лет семья Ринецких считала, что найденные Перлой картины – единственная выжившая часть наследия художника. Но только в 2000 году стало известно, что в коллекции Еврейского исторического института в Варшаве имеется еще 52 произведения художника.
С этого времени правнучка художника Элизабет уже в течение более чем десяти лет работает над поиском ранее неизвестных и потерянных работ своего прадеда, делая ежегодно в последние несколько лет неожиданные и интересные открытия. Какие-то из работ обнаружились у частных коллекционеров, часть этих картин была куплена на рынке уже после войны польскими партизанами, участниками восстания 1944 года.
«Моя семья делает все возможное, - пишет Элизабет, - чтобы сохранить память о польской еврейской культуре, о жизни народа, изображенной в работах моего прадеда».



Moshe Rynecki (Polish, 1881–1943) Women Embroidering (Вышивальщицы). 1935 г.



Moshe Rynecki (Polish, 1881–1943) Woman Embroidering (Вышивальщица). 1934 г.

Для начала Элизабет при помощи отца создала сайт, посвященный Ринецкому, где выложила сохранившиеся в семье работы художника, затем начала работать над книгой и документальным фильмом о жизни и творчестве Мойши. В 2002 году по просьбе сотрудников израильского мемориала жертвам Холокоста Яд ва-Шем родственники художника передали в дар Музея искусства Холокоста картины, написанные Ринецким в Варшавском гетто. Как я упомянул выше, пятьдесят четыре произведения художника находятся в двух музеях Варшавы - Еврейском историческом институте (Żydowski Instytut Historyczny – ZIH) и Национальном музее города. Картины Ринецкого есть также в частных коллекциях в Торонто, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Израиле и Польше.
Как пишет Элизабет на сайте и на своих страничках в Facebook и Twitter, в прошлом, 2013 году, она нашла при помощи варшавских историков репродукции двух картин прадеда, напечатанные в польском сионистском еженедельнике «Наш обзор» (Nasz Przegląd), выходившем в Варшаве в межвоенные годы. В июне месяце были обнаружены еще 7 картин художника в частной коллекции жительницы Израиля, чьи родственники были теми самыми партизанами, о которых я написал выше. В октябре в университете Томаса Фишера в Торонто обнаружились 13 черно-белых фотографий и газетных вырезок с картинами Ринецкого, а в архиве Отто Шнайда там же был найдено письмо художника, которое я в материале не раз цитировал. Как видите, прошлый год был удачным на находки!
Элизабет пишет: "Я знаю, что творческое наследие прадеда никогда не будет собрано и восстановлено, но я чувствую себя обязанной продолжать искать выжившие работы и любую информацию о картинах, которых уже нет. Я думаю, что чем больше я их найду, чем больше услышу рассказов людей, с которыми соприкасался Мойша, тем лучше я пойму изображенные на картинах фрагменты исчезнувшей жизни и культуры. Потому что для меня каждая картина является физической связью с прошлым, каждый мазок кисти является продолжением моего прадеда». Пожелаем же американке Элизабет Ринецкой удачи в ее благородном деле – поиске творческого наследия и популяризации имени ее польско-еврейского прадеда!!!



Moshe Rynecki (Polish, 1881–1943) Self-Portrait & Wedding.



Элизабет Ринецка

Основные источники – Википедия и сайт, посвященный художнику.

Стиль Арлекино GIF