ЖЗЛ (ДЖУЗЕППЕ ПЕЛЛИЦЦА ДА ВОЛЬПЕДА. ДРАМА ТАЛАНТЛИВОГО ПУАНТИЛИСТА.)

Джузеппе Пеллицца да Вольпедо
Giuseppe Pellizza da Volpedo


28 июля 1868, Вольпедо - 14 июня 1907, Вольпедо



Giuseppe Pellizza da Volpedo (Italian, 1868-1907) Autoritratto. 1899 г. Galerie Uffizi, Firenze

Итальянский неоимпрессионист, работавший в стиле пуантилизма.
Джузеппе родился в городке Вольпедо, который находится в регионе Пьемонт на севере Италии. Его отец Пьетро, родившийся в 1828 году, был небольшим землевладельцем, он принимал участие в общественной и политической жизни страны - являлся одним из основателей Ассоциации труда Вольпедо, созданной в 1869 году и долгое время был ее вице- президентом. Он также занимал различные посты в муниципальной администрации. Мать мальчика - Маддалена Канту (1835-1917) была родом из Тортоны. У Джузеппе были две сестры: Мария (Мариетта), родилась в 1859 году, и Антуанетта (1871-1889), а также рано умерший младший брат Аввентино (1876-1879).




Будущий художник в 1878 году закончил три класса начальной школы в своем родном городке, и с 1879 по 1881 год учился в Техническо-коммерческой школе в Кастельнуово-Скривия. В Школе Джузеппе познакомился с азами живописи, его первым учителем рисования был Джузеппе Бенцони (Giuseppe Benzoni). Там же он подружился на всю жизнь со своим двоюродным братом Пьетро Джиани (1865-1907) и одноклассником Феличе Аббьяти (1868-1943). В 1881-1883 годах Пеллицца усиленно занимается рисованием, он копирует репродукции картин в журналах и планирует поступать в Академию художеств. Это приводит к конфликту с родителями, отец обращается за советом к другу семьи, нотариусу из Милана Карло делла Беффа. Тот показывает работы Джузеппе своему другу, арт-дилеру Альберто Грубичи, ну, а последний выносит вердикт: парень талантлив, ему нужно поступать в Академию Брера.
В ноябре 1883 года Пеллицца переезжает в Милан, и в ожидании начала подготовительных курсов посещает мастерскую художника-пейзажиста Джузеппе Пуричелли (Giuseppe Puricelli, 1832-1894). В течение трех месяцев парень жил в пансионе Пассарелла позади думского собора, затем арендовал комнату в доме Пуричелли, а с января 1884 года стал посещать курсы Академии и поселился в общежитии. В 1885 году он выставил впервые на ежегодной выставке в Академии Брера жанровые картины «Маленький честолюбивец» (La piccola ambiziosa) и «У зеркала» (Allo specchio), которые получили на выставке награды. В последующие годы художник получал призы и награды на выставках в Школе дизайна фигуры и Школе обнаженной натуры. Среди его учителей были директор Академии Джузеппе Бертини (Giuseppe Bertini, 1825-1898), профессора Фердинандо Брамбилла (Ferdinando Brambilla, 1838-1921), Раффаэле Каснеди (Raffaele Casnédi, 26 сентября 1822 – 29 декабря 1892) и Альберто Рондани (Alberto Rondani). Среди сокурсников Джузеппе особо сдружился с Эдоардо Берта (Edoardo Berta, 1867-1931).



Giuseppe Pellizza da Volpedo (Italian, 1868-1907) Autoritratto. 1885-1886 гг.

Параллельно юноша продолжал посещать и мастерскую Пуричелли, а когда тот в 1886 году переехал в Сан-Ремо, Джузеппе начал часто посещать мастерскую художника Пио Санквурико (Pio Sanquirico, 1842-1900). В мастерской Пио Пеллицца занимался с января 1886 года до лета 1887 года. Санквурико предоставлял студентам возможность писать с натуры моделей, причем, по мнению студентов, у него в студии были самые красивые модели в Милане.



Giuseppe Pellizza da Volpedo (Italian, 1868-1907) Autoritratto.

Проучившись четыре года в Милане, молодой художник решает продолжить обучение в столице. После посещения Национальной выставки в Венеции, осенью 1887 года он приезжает в Рим, где поступает в Академию Святого Луки и посещает также бесплатную школу обнаженной натуры во французской Академии изящных искусств на вилле Медичи. Впрочем, римский период был очень коротким, за два месяца Джузеппе разочаровался в академической системе образования, его пребывание в Риме компенсировалось лишь возможностью увидеть памятники и произведения искусства эпохи Возрождения.



Giuseppe Pellizza da Volpedo (Italian, 1868-1907) Autoritratto giovanile. 1888 г.

В январе 1888 года он переезжает во Флоренцию и поступает в местную Академию художеств, где ему посчастливилось учиться у Джованни Фаттори (Giovanni Fattori, 6 сентября 1825 - 30 августа 1908). Учеба во Флоренции была тоже коротким периодом в жизни художника, но очень плодотворным. Он познакомился с творчеством художников общества Маккьяйоли (от итальянского macchia - пятно) - Сильвестро Лега (Silvestro Lega, 8 декабря 1826 — 21 сентября 1895) и Телемако Синьорини (Telemaco Signorini, 18 августа 1835 – 1 февраля 1901). Подружился со студентами Академии Плинио Номеллини (Plinio Nomellini, 1866–1943) и Гульельмо Микели (Guglielmo Micheli, 12 октября 1866 – 7 сентября 1926). Написал первую крупноформатную картину «Ожидание» (L’attesa).
Лето 1888 года художник провел дома, написав вид площади в Вольпедо и картину «Дискуссия каноников или Говорит правду?» (Discussione in canonica o Dice la verità?). Эти работы Джузеппе представил на ежегодной выставке в Академии Брера 1888 года и на выставке во Флоренции в конце этого года.



Giuseppe Pellizza da Volpedo (Italian, 1868-1907) La piazza di Volpedo. 1888 г. Collezione privata, Milano



Giuseppe Pellizza da Volpedo (Italian, 1868-1907) Discussion. 1888 г.

В ноябре 1888 года Пеллицца решил продолжать образование и отправился в Бергамо. Там он поступил в Академию Каррара, куда его приняли, несмотря на превышение предельного возраста для поступления – Джузеппе уже исполнилось двадцать. Учился он в мастерской портретиста Чезаре Таллоне (Cesare Tallone, 1853-1919). Обучение в новом заведении принесло и новые знакомства, переросшие в дружбу на многие годы. Среди сокурсников Джузеппе, с которыми у него возникли дружеские отношения, историки называют Ромео Бономелли (Romeo Bonomelli, 1871-1943) и Пьетро (Пиролино) Пагани (Pietro (Pirolino) Pagani, 1863-1896).
В этот период Джузеппе начал заниматься фотографией, с помощью камеры, которую брал напрокат у своего друга по Академии Брера Эдоардо Берта, с которым вновь встретился в Бергамо. В 1889 году Пеллицца отправился в Париж, чтобы посетить Всемирную выставку. Поездка была прервана известием о смерти младшей сестры Антуанетты, Джузеппе вернулся в Вольпедо, где написал картину «Память боли» (Ricordo di un dolore). В 1897 году художник подарит эту работу Академии Каррара в память о двух счастливых годах, проведенных в Бергамо.



Giuseppe Pellizza da Volpedo (Italian, 1868-1907) Ricordo di un doloreo (Ritratto di Santina Negri). 1889 г. Accademia Carrara, Bergamo

В конце 1890 года, успев немного поучиться в Лигурийской Академии художеств в Генуе. Там он встретился вновь со своим другом Номеллини из Ливорно, с которым учился во Флоренции два года назад. Историки замечают, что Джузеппе очень любил эпистолярный жанр, о чем говорит огромная переписка с друзьями юности.
После учебы в Генуе Пеллица возвращается в Вольпедо и рядом с домом семьи снимает комнату, чтобы обустроить там студию. Живя в Вольпедо, Джузеппе добавил к своей фамилии название родного городка и стал так подписывать свои работы - «да Вольпедо». В 1891 году он в Первой Триеннале Академии ди Брера, представив на выставку портреты отца и матери, а также картину «Мысли», на которой изобразил девушку по имени Тереза Бин, ставшую в следующем, 1892 году невестой художника. Знакомство с Терезой и договор о браке с ее родителями стали основной причиной того, что художник решил остаться в родном городе.



Giuseppe Pellizza da Volpedo (Italian, 1868-1907) Ritratto di mio papa. 1889-1890 гг. Studio del pittore, Volpedo
Giuseppe Pellizza da Volpedo (Italian, 1868-1907) Ritratto di mia mamma. 1890 г. Studio del pittore, Volpedo



Giuseppe Pellizza da Volpedo (Italian, 1868-1907) Pensieri o Teresa o La sposa. 1891 г.

В 1892 году Пеллицца экспонировался на Колумбийской выставке в Генуе, выиграв Золотую медаль. В Генуе он встретился со своим другом Номеллини, который сыграл ключевую роль в том, что Джузеппе в творчестве постепенно перешел к пуантилизму. Пуантилизм является стилем живописи, сформулированным французом Жоржем Сёра в начале 1880-х годов, в котором крошечные точки первичных цветов используются для создания вторичных цветов. Этот стиль, похожий на дивизионизм, является ответвлением импрессионизма, и, как правило, классифицируется как форма постимпрессионизма. Критики пуантилизма называли этот стиль «рисованная корь».



Giuseppe Pellizza da Volpedo (Italian, 1868-1907) Panni al sole. 1894 г.



Giuseppe Pellizza da Volpedo (Italian, 1868-1907) Speranze deluse. 1893 г.

Две первые большие пуантилистские картины Джузеппе представил Триеннале ди Брера в 1894 году. В начале 1890-х годов художник по стопам отца стал заниматься общественной и политической жизнью, присоединился в 1890 году к Ассоциации рабочих, а в 1895 году стал ее вице-президентом, но вскоре увлекся творчеством, готовясь к работе над картиной «Четвертая власть» (Il Quarto Stato, 1901), ставшей самой известной работой художника. В 1892 году он делает первые эскизы – «Площадь Маласпины», «Послы голода», пишет портреты рабочих и крестьян Вольпедо. В 1893-1894 годах он вновь приезжает во Флоренцию, где посещает лекции в Институте перспективных исследований, заполняя недостатки в своем образовании.



Giuseppe Pellizza da Volpedo (Italian, 1868-1907) La poverina o Il ritratto della poverina. 1888 г



Giuseppe Pellizza da Volpedo (Italian, 1868-1907) Testa di donna o La ciociara. 1888 г.

Во Флоренции Джузеппе сотрудничал с группой, связанной с журналом «Il Marzocco» (1896-1932): журналистом Пьером Людовико Оккини (Pier Ludovico Occhini, 1874-1941), поэтом Аньоло Орвието (Angiolo Orvieto, 1869-1967) и писателем и драматургом Доменико Тумиати (Domenico Tumiati, 1874-1943). Впрочем, вскоре художник отошел от общения со своими новыми флорентийскими друзьями, поняв, что для них основная цель – «искусство для искусства». Следами этого общения остались статья Пеллицци «Художник и одиночество», опубликованная в 1897 году в журнале под редакцией Энрико Коррадини, и дизайн обложки для книги Доменико Тумиати, созданный в 1895 году. В 1895 году Пеллица принял участие в Венецианской Биеннале с «Портретом Софии Аббьяти».



Giuseppe Pellizza da Volpedo (Italian, 1868-1907) Il mediatore Giuseppe Giani 1891 г.



Giuseppe Pellizza da Volpedo (Italian, 1868-1907) Ritratto di giovane donna o Maternita incipiente. 1892 г.

Начиная с 1894 года, Джузеппе поддерживал тесные отношения с художником-пейзажистом Джованни Сегантини (Giovanni Segantini, 15 января 1858 — 28 сентября 1899), который тоже писал картины в пуантилистской технике, и с которым Пеллицца состоял в переписке до самой смерти художника. А также со своим земляком Анджело Морбелли (Angelo Morbelli, 1853 – 1919), который был главным собеседником, поскольку сам писал в стиле дивизионизма.



Giuseppe Pellizza da Volpedo (Italian, 1868-1907) Sul fienile (Сарай). 1894 г.



Giuseppe Pellizza da Volpedo (Italian, 1868-1907) La processione. 1894-1895 гг. Museo della Scienza e della Tecnica, Milano



Giuseppe Pellizza da Volpedo (Italian, 1868-1907) Il morticino (Fiore reciso) (Смерть детей (Срезанные цветы)).

Между 1895 и 1896 годами Джузеппе работал в городке Фьюмана, где создал немало социальной живописи. В 1896 году художник отправился в творческую поездку, он побывал сначала в Риме, затем в Неаполе, а весной того же года принял участие в очередной Триеннале в Турине. В этот период он тесно общался с пьемонтскими художниками и интеллектуалами, например, со скульптором Леонардо Бистольфи (Leonardo Bistolfi, 1859-1933) и писателем Джованни Чена (Giovanni Cena, 1870-1917), который стал Пеллици близким другом.
В 1898 году на Национальной выставке в Турине художник представил картину «Имитация жизни» (Lo specchio della vita), до этого он тщетно пытался организовать вместе с Морбелли, Сегантини и Номеллини павильон пуантилизма на этой выставке.
В конце 1890-х Пеллица начиинает экспонироваться и за рубежом – в Монако (1896), Брюсселе (1897) и Петербурге (1897). Работы художника заинтересовывают арт-дилера Витторе Грубичи де Драгон (Vittore Grubicy de Dragon, 1851-1920), критиков и журналистов Витторио Пика (Vittorio Pica, 1864-1930) и Уго Оетти (Ugo Ojetti, 1871-1946).



Giuseppe Pellizza da Volpedo (Italian, 1868-1907) Field in Bloom.



Giuseppe Pellizza da Volpedo (Italian, 1868-1907) Idillio primaverile. 1896-1901 гг.

В конце 1899 года в семье художника родилась старшая дочь Мария, а в 1902 году - вторая дочь Нерина. В 1899 году художник также написал свой автопортрет, который сейчас хранится в Галерее Уффици. В 1900 году он участвовал в Парижском Салоне с картиной «Имитация жизни».



Giuseppe Pellizza da Volpedo (Italian, 1868-1907) Motherhood.

В 1902 году Пеллица на Квадриеннале в Турине представил итог своей десятилетней работы – картину «Четвертая власть» (Il Quarto Stato), которая на стадии эскиза носила название «Путь рабочих», а позже – просто «Большой холст» (Tela grande). Окончательное название возникло после чтения сочинений о французской революции историка и политического деятеля Жана Жореса (1859-1914). Картина представляла собой совершенную аллегорию мира труда, она стала не только известным символом прогрессивного и социалистического движения в Италии, но и предметом политических и профсоюзных сражений.



Giuseppe Pellizza da Volpedo (Italian, 1868-1907) Il Quarto Stato. 1901 г.Museum of Twentieth Century

Картина Пеллици показана на начальных титрах фильма Бернардо Бертолуччи «ХХ век», в настоящее время она находится в Музее дель Новеченто в Милане, а более ранняя версия – в Академии Брера. Замечу, что картина не получила на выставке признания, на которое надеялся художник. Мало того, она вызвала споры и замешательство у многих друзей Джузеппе.
После того, как Турин отказался признать картину шедевром политической и социальной темы, художник решил отказаться от борьбы и участия в общественной жизни.



Giuseppe Pellizza da Volpedo (Italian, 1868-1907) Vecchio Mulino a Volpedo. 1903 г. Gallerie Maspes Milano



Giuseppe Pellizza da Volpedo (Italian, 1868-1907) Lo specchio della vita (E ciò che l’una fa e l’altre fanno). 1898 г. Galleria d’Arte Moderna, Torino

До конца своей жизни он писал, в основном, пейзажи – «Майское утро» (Mattino di Maggio, 1903), «Пейзаж на лужайке Писсоне» (Paesaggio presso il prato del Pissone, 1904), «Летнее утро» (Mattino d’estate, 1905) и др. В феврале-марте 1906 года художник уезжает из Вольпедо в Рим к своему другу Джованни Чена, в столице Джузеппе пишет ряд видов Виллы Боргезе.



Giuseppe Pellizza da Volpedo (Italian, 1868-1907) The Statue of Villa Borghese. 1906 г. Museo d'Arte Moderna, Ca' Pesaro, Venice

Разочарованный всем, художник в конечном итоге отказаться от общения со многими своими друзьями и коллегами - писателями и художниками, с которыми много лет переписывался и встречался.
Впрочем, не всё было так пессиместично, особенно на международном уровне. Художник принимал участие в выставках в Баварии (1901), княжестве Монако (1901), Берлине (1902), Лондоне и Сент-Луисе (США) (1904) и Анже (Франция) (1905). Да и на родине картины Пеллицци участвовали в выставках в Венеции, Генуе, Турине, Милане и Риме.



Giuseppe Pellizza da Volpedo (Italian, 1868-1907) Love in Life.



Giuseppe Pellizza da Volpedo (Italian, 1868-1907) Love in Life.

В 1904 году, узнав об этом месте от друзей и коллег, Джузеппе совершает художественное паломничество к местам, где жил и работал его друг Сегантини. Он отправляется в Энгадин (Engadin) — регион в швейцарском кантоне Граубюнден, горно-туристический курорт, расположенный в долине реки Инн от перевала Малоя и до австрийской границы у перевала Финстермюнц. В Швейцарию Джузеппе возвращается снова в 1906 году. Там художник пишет ряд альпийских пейзажей и возвращается к социальной теме, написав картины «Уставшие ноги» (Membra stanche) и «Семья эмигрантов» (Famiglia di emigrant, 1906).



Giuseppe Pellizza da Volpedo (Italian, 1868-1907) Family of emigrants. 1906 г.

В 1906 году, прознав о популярности художника на международных выставках, его вызвали в Рим. Государство купило картины «Солнце» и «Имитация жизни» за 2500 и 4500 лир соответственно, для Королевствской коллекции и Галереи современного искусства. Казалось, это должно было стать началом нового благоприятного периода в творчестве художника.



Giuseppe Pellizza da Volpedo (Italian, 1868-1907) Il sole o Il sole nascente. 1904 г. Galleria Nazionale d’Arte Moderna, Roma

В начале 1907 года у Джузеппе рождается сын Пьетро, который через несколько дней умирает, вслед за ним умирает любимая жена Тереза, всегда бывшая опорой и поддержкой художника. В этом же году умирает престарелый отец Джузеппе. Цепь трагических событий приводят художника к глубокой депрессии. В результате, ранним утром 14 июня 1907 года он кончает жизнь самоубийством, повесившись в своей студии в Вольпедо. Ему было всего 39 лет.



Джузеппе Пеллицца да Вольпедо

Картины Джузеппе Пеллицци да Вольпедо находятся в коллекциях дома музея художника в Вольпедо, в Национальных галереях современного искусства в Риме и Риччи Одди в Пьяченце, Пинакотеке ди Брера и Музее дель Новеченто в Милане, Городской галерее современного искусства в Турине, художественной галереи Александрии и в Музее д’Орсэ в Париже.



Giuseppe Pellizza da Volpedo (Italian, 1868-1907) Lovers Walking. 1901 г.



Giuseppe Pellizza da Volpedo (Italian, 1868-1907) Love in Life.

Источники - Википедия, сайты 1, 2

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
Грустно. Очень красивый и талантливый.
А которая картина «Имитация жизни»? Я что-то её не нашла. И как можно понять "Смерть детей"?
Спасибо, Анатолий.
Галина, рад, что материал понравился! Картину "Имитация жизни" я не нашел. А "Смерть детей", возможно, надо переводить в единственном числе, как "Смерть ребенка". Думаю, такое название, потому что изображена похоронная процессия, которая хоронит ребенка. Поэтому за гробом идут только дети, да и женщины в белом выглядят, как ангелы. Это, естественно, не истина, а мои предположения... )))