ВЫСТАВКА ОДНОЙ КАРТИНЫ (КТО ИЗОБРАЖЕН И ЧТО ПРОИСХОДИТ НА ЭТОЙ КАРТИНЕ?)

Порой, когда есть время и желание, люблю копаться в деталях картин. Поскольку представители аукционных сайтов порой просто пренебрегают своими обязанностями. Вот и сегодняшняя картина помимо скромного названия открыла целую персонально-историческую историю.
Мой друг ВВВладимиров, зная о моей любви к теме «Живопись о живописи», часто подбрасывает мне репродукции картин со свежих аукционов. Вот и намедни он прислал мне картину французского живописца Анри Корэнна под названием «Критик» и тут же провел блиц-расследование по поводу сюжета, изображенного на картине. Мне осталось лишь упорядочить всю информацию и опубликовать ее. Итак!



Henri Coroênne (French, 1808-1893) The Critic.




1. О скульптуре

На картине изображена известная скульптурная композиция «Похищение сабинянок» (Ratto delle sabine, 1574-1580), которая находится с 1583 года в Лоджии Ланци во Флоренции. Правда, в некоторых источниках годом окончания работы значится – 1582-й.
Условно предполагается, что композиция изображает сцену из римской легенды о похищении римлянами сабинских женщин во время так называемой «Сабинской войны».



Giambologna (Italian, 1527/1529-1608) Ratto delle sabine (Похищение сабинянок). 1574-1580 гг

2. Об истории

По рассказам римских историков, Рим был заселён одними только мужчинами; соседние племена не хотели выдавать своих дочерей замуж за бедное население Рима. Тогда Ромул устроил праздник консуалий и пригласил соседей. Те явились со своими семействами. Во время праздника римляне неожиданно бросились на безоружных и похитили у них девушек.



Peter Paul Rubens (Flemish, 1577–1640) The Rape of the Sabine Women 1635-1637 гг. National Gallery, London



Nicolas Poussin (French, 1594-1665) L'Enlevement des Sabines. Musee du Louvre, Paris



Sebastiano Ricci (Italian, 1659–1734) The Rape of the Sabine Women. 1700 Liechtenstein Museum, Vienna

Возмущённые соседи начали войну. Римляне разбили латинян, напавших на Рим. Гораздо труднее была война с сабинянами, которые потеряли особенно много женщин. При помощи дочери начальника капитолийской крепости Тарпеи сабиняне завладели Капитолием. Борьба продолжалась очень долго. Сабиняне под начальством царя Тита Тация наконец одолели римлян и обратили их в бегство. Ромул взывал к богам и обещал построить храм Юпитеру, если он остановит бегущих. В эту решительную минуту сабинские женщины, привязавшиеся уже к своим римским мужьям и имеющие от них детей, с распущенными волосами и в разорванных одеждах бросились между сражавшимися и стали умолять их прекратить битву. Сабиняне согласились, и был заключён вечный мир. Таким образом, женщины спасли Рим. Этот исторический сюжет не раз становился темой для живописных полотен.

3. И вновь о скульптуре

Скульптура Джамболоньи изготовлена из цельного блока белого мрамора, который считается самым крупным блоком, когда-либо доставленным во Флоренцию. Это был первый случай в европейской скульптуре, когда была создана многофигурная композиция, на которую можно смотреть с нескольких позиций. Скульптура изображает три человеческие фигуры: римлянина, сабинскую женщину и мужчину-сабинца. По замыслу автора, она может быть понята как метафора любви и борьбы за неё. Композиционно фигуры закручены в спираль, которая вписывается в цилиндр. Болонья стремился продемонстрировать этой скульптурой, прежде всего, свою виртуозность. Он решил создать такую крупномасштабную композицию, которая производила бы художественное впечатление не только с одной, но и со всех сторон.



Giambologna (Italian, 1527/1529-1608) Ratto delle sabine (Похищение сабинянок). 1574-1580 гг

4. Об авторе скульптуры

Автор этой мраморной скульптуры флорентийский скульптор-маньерист и представитель раннего барокко Джамболонья или Джованни да Болонья (Giambologna, Giovanni da Bologna, 1527/1529, Дуэ — 13 августа 1608, Флоренция).



Hendrick Goltzius (Dutch, 1558–1617) Portrait of Sculptor Giambologna. 1591 г. Teylers Museum

Настоящее имя скульптора - Жан де Булонь (Jean de Boulogne), он был родом из габсбургской Фландрии (ныне Франция). Учился живописи в Антверпене, первые его ученические шаги проходили в небогатой мастерской в совместной работе над изготовлением ничем ни примечательных деревянных хоров для колледжа в маленьком городке Монс в Бельгии.
Не слишком удовлетворённый своей провинциальной школой, Жак переехал в Италию и стал изучать в Риме античную скульптуру. Джамболонья находился под сильным влиянием Микеланджело (под руководством которого работал около двух лет в Риме). Историки пишут, что молодой скульптор был «почти что умерщвлён и разбит критикой Микеланджело, который упрекал его в слишком большом желании усовершенствовать свои работы ещё до того, как он научился делать первые их наброски».
Первый крупный гонорар Джамболонья получил от римского папы Пия IV за гигантскую бронзовую статую Нептуна для фонтана Нептуна в Болонье. Джамболонья создал многочисленные скульптуры из мрамора и бронзы, в том числе для украшения фонтанов, для итальянской знати и в особенности для Медичи. Большую часть своей жизни провёл во Флоренции, куда переехал в 1553 году. По прибытию во Флоренцию, он нашёл приют у своего друга Бернардо Веккьетти, человека интеллектуального и с утончёнными вкусами, который представил его ко двору Великого Герцога Тосканского. Так начался выход в люди молодого гения, создававшего богов и героем. Почти в течение полувека, с 1561 по 1608 год он был самым востребованным скульптором города, всегда перегруженным заказами герцога. Его мраморные и бронзовые статуи разной величины завоевали вкусы и восхищение требовательных заказчиков, которые собирались при дворе Медичи.
Во Флоренции Джамболонья достиг многих благ - приобрел собственный дом с просторной мастерской, имел литейную лабораторию и даже капеллу Святой Аннунциаты для вечного упокоения собственного праха. Джамболонья проживал сначала на Виа делло Студио, затем в доме-башне в Борго Святого Якопо, в 1587 году он перебрался в Борго Пинти, 26, что стало демонстрацией достигнутого им успеха. Этот квартал был излюбленным местом проживания и посещения артистов. На протяжении всей его карьеры Джамболонья моделировал свои произведения из воска и глины. Его меценаты очень быстро поняли, что эти скульптурки, воспроизводимые в короткие сроки, идеально подходили в качестве дипломатических подарков.
Умер Джамболонья во Флоренции в возрасте 81 года и был похоронен в усыпальнице капеллы Святой Аннунциаты.



Giambologna (Italian, 1529-1608) Self-Portrait. 1600 г. Rijksmuseum, Amsterdam, Netherlands

5. О картине

Итак, Джамболонья завершил работу над скульптурой в 1582 году при помощи Пьетро Франкавиллы (Pietro Francavilla, 1548 — 25 августа 1615). Настоящее его имя Пьер Франкавилль, он франко-фламандский скульптор, который тоже творил не на родине, а во Флоренции. Великому герцогу Франческо Медичи (1541— 17 октября 1587), сыну Великого Герцога Козимо I Медичи (12 июня 1519 — 21 апреля 1574), так понравилась скульптура Джамболоньи, что в январе 1583 года он приказал установить её в Лоджии Ланци, где она до сих пор и находится.



Giambologna (Italian, 1527/1529-1608) Ratto delle sabine (Похищение сабинянок). 1574-1580 гг.

Поэтому вторым названием картины «Критик» может служить название «Скульптор Джамболонья показывает скульптуру «Похищение сабинянок» великому герцогу Тосканы Франческо Медичи». )))



Unknown artist from the Studio of Hans van Aachen (German, 1552-1615) Portrait of the sculptor Giambologna (1529-1608), copy of the portrait in Musée de Douai.
Alessandro Allori (Italian, 1535-1607) Ritratto di Francesco I de' Medici (1541-1587) 1567 г. Gallery Uffizi

Источники - Википедия и этот сайт.

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
Спасибо и вам, Анатолий, и вашему другу! Скульптуру знаю, конечно, а вот такую картину вижу впервые.
Елена, мне самому было интересно из картины с названием Критик сделать картину, живописующую фрагмент из жизни реального и известного художника Джамболоньи...

Очень интересно.


Надо же, когда была на этой площади, то не могла оторваться от скульптуры Челлини. А на такую красоту не обратила внимания

Да, рассматривать шедевры скульптуры воочию - это совсем другое дело, чем на фотографиях... ))

Я не могу сказать, что рассматривала, это был какой-то гипноз. Причем Давид, который сразу привлекает внимание показался чуть ли не грубым.
Во Флоренции похоронено сердце Микельанжело.

Такие "просветительские" посты замечательны! Я ведь видела эту скульптуру "живьём", но никак не могла сообразить, что за действо. Решила, что это что-то из мифологии. А картину "Критика", конечно, не видела, да и если бы увидела, то не сообразила, о чём она.
Так что, Анатолий, очень приветствую подобные "выставки одной картины". Ведь сколько есть знаменитых скульптур и картин, сюжет которых известен только знатокам и искусствоведам!
Вы - наш просветитель. Спасибо Вам БОЛЬШОЕ за Ваш огромный труд.
Вы теперь мой "взаимный друг на ФБ".(Как же сейчас легко стать друзьями!). На ФБ - я "Галина Новикова". Поражена и восхищена Вашими талантами, Вашей неистощимой энергией, Вашими знаниями и Вашей доброжелательностью ко всем. Очень хочется от всего сердца сказать Вам: будьте здоровы и счастливы!
Галина, спасибо за добрые слова! Я сам увлечен живописью и ее историей, поэтому всегда с радостью делюсь всем, что узнаю сам. Картину "Критик" мы с Вами и не могли видеть раньше, потому что она совсем недавно появилась на аукционных торгах. Тем более, мне все же кажется, что это эскиз к картине, а не сама картина.
Буду стараться и впредь радовать своих читателей интересными материалами, и всегда рад видеть Вас у себя в гостях! Удачи Вам и благоденствия!

С уважением Анатолий